«Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо.» Иоганн Гёте, "Фауст»
А сегодня я расскажу вам про то, кто такой Сатана, и какова его функция в мироздании. Сразу оговорюсь, что я основываюсь на личных интерпретациях данного персонажа, и моё видение его природы и его функции будет несколько отличаться как от традиционных теистических воззрений, так и от традиционных сатанинских. На мой взгляд, и те и другие увязли в трясине морали, и не способны копнуть этот образ достаточно глубоко. Но мы им в этом поможем.
Теистические религии представляют себе Сатану как персонификацию Зла. В этом кроется существенная логическая несостыковка. Нет ничего вне Бога, нет ничего что не было бы создано Богом, нет ничего что не подчинялось бы его воле, причём Бог абсолютно благ, то есть исключительно добр. Соответственно, он не мог создать никакого злого существа, и вообще не мог создать зла — всё что создано Богом есть добро, иначе он не носил бы титул Бога с большой буквы "Б», а был бы просто «богом». Значит, если мы принять как рабочую гипотезу идею о том, что Сатана зол, и является противником божественной воли, мы приходим к выводу что никакого Сатаны Бог никогда создать не мог. Сатанисты совершают смутно осознаваемую рокировку, представляя демиурга как источник зла, а Сатану — как бунтаря, исправляющего мир, испорченный злонамеренным создателем. Поскольку они не разрабатывали собственную мифологию вообще от слова совсем, они оставили всех на своих местах, и Сатана там по прежнему является творением Бога, и у меня возникает вполне резонный вопрос — как же «плохой Бог» сумел создать «хорошего Сатану». Вопрос почему-то возникает только у меня, а сатанисты продолжают верить в ту сказку, которую им рассказали. А если попробовать представить, что создание Сатаны хронологически предшествует созданию демиурга, то мы приходим к идеям, очень похожим на гностические, впрочем, и гностицизм не свободен от непонятных мест — разные гностические секты объясняют причину создания злого или слепого демиурга по-разному, но никто из них не делает этого по-настоящему убедительно. Ближе всего к пониманию функции Сатаны приблизился Гёте, в той цитате, которая в этой статье вынесена в эпиграф, однако он умалчивает о его происхождении, потому что для его художественного замысла это не важно.
Начнём с того, что миф о падении Сатаны с небес — сравнительно позднее включение. В Книге Бытия, в Книге Иова и в некоторых других частях Ветхого Завета он пребывает на небесах, вместе с остальными ангелами, а его падение в материальный мир происходит приблизительно во времена воплощения Христа или немножко раньше. К этому вопросу мы ещё вернёмся, а так же, вернёмся и к тому, что Сатана упал не в Ад, то есть Шеол, как думают многие, а в наш с вами материальный мир, и получил его во владение — это очень важный на мой взгляд момент.
Чем занимается Сатана в Библии, и что это может сказать нам о его реальной природе и функции? На протяжении всей Библии, он провоцирует кого-то сделать какое-нибудь сомнительное действие. Обычно за это огребает тот, кто прислушивается к его советам, а сам Сатана почему-то остаётся безнаказанным. Сначала он побуждает первых людей вкусить от плода познания, за что их изгоняют из рая, ну, эту историю знают все, и пересказывать её здесь я не буду. Гораздо интереснее многоходовочка Сатаны из книги Иова, который кстати в последнее время становится довольно раскрученной медиа-фигурой — видимо, многие люди чувствуют, что с ними происходит нечто похожее.
И так, в книге Иова, Сатана провоцирует Бога на то чтобы проверить праведность Иова, и Бог удивительно легко ведётся на провокацию. Последствия становятся катастрофическими для Иова, но и самому Богу, оказывается, тоже пришлось несладко — Карл Юнг, например, считал, что казус с Иовом привёл к пробуждению в Боге осознания собственной аморальности, и он наконец-таки выгнал Сатану из рая, и отправил в материальный мир Логос — то есть своего сына. Одновременно. И его сын становится иудейским реформатором, отменяющим большую часть заповедей иудаизма. Уже подозрительно.
Потом он пытается спровоцировать Иисуса нарушить сорокадневный пост, только почему-то делает он это когда пост уже и так должен был закончиться. А их беседа подозрительно напоминает разговор с самим слегка обезумевшего с голодухи мага, у которого начались галлюцинации. Нет, я не пытаюсь провести здесь мысль о том что Христос и Сатана тождественны друг другу, хоть и называл себя Иисус таким именем как Утренняя Звезда — ставить знак равенства между этими фигурами было бы не совсем правильно. Однако взаимосвязь между ними куда плотнее, обычно принято считать и по ту и по другую сторону баррикад.
Мышление людей, писавших Библию, было сильно ограничено в силу скудности их быта и культурного бэкграунда, поэтому, мы должны понимать, что авторы библейских текстов в лучшем случае подсматривали за происходящим в узкую щёлочку своего опыта, а скорее всего, и вообще заимствовали идеи из древнеегипетских источников, пересказав увиденное и заимствованное в меру своей способности это понять. Отсюда и возникает весь библейский пафос, борьба добра со злом, и тому подобное. Что Сатана делает на самом деле — он вечно провоцирует библейских персонажей, и Бога в том числе, на какие-то эксперименты. Древним кочевникам, естественно, непонятно, зачем вообще что-то менять, и так же нормально жили, и поэтому, действия Сатаны воспринимаются ими как недобрые, злые. Но чего возьмёшь с этих древних кочевников с их детской психологией. Они не были достаточно наблюдательны, чтобы понять, что все блага, которые у них есть, появились благодаря изменениям, а значит, когда-то были внедрены в мир впервые. А значит, кто-то должен был их тестить.
Этим и занимается Сатана. Он тестирует новые возможности. А тут мы внезапно вернёмся к гностикам. Все помнят миф о Софии? София решила провести эксперимент, в ходе которого в полноте божественного присутствия случилась дырка, и оттуда вывалилось болтающееся во все стороны древо Сфирот. Кстати, в каббале София отождествляетя с сефирой Хокма, которая первая отделилась от Кетер, то есть от полноты божественного света. С этой же сефирой отождествляется и Сатана. И вот между этими персонажами можно смело ставить знак равенства. София была первым существом, поставившим эксперимент.
Этот эксперимент был необходим для начала творения чего-то за рамками Божественной Полноты, причём, это было вообще первое, что Божественная Полнота вообще сделала хронологически, потому что само время запустилось именно этим процессом. То есть, Сатана (или София) это та часть абсолюта, которая всё время проверяет наличие возможности выхода за рамки устоявшейся системы. Однажды так случился Болшой Взрыв. Это даёт ответ на вопрос «где находится Сатана». Где находится точка, из которой начала распространяться материя при Болшом Взрыве? Она находится ВЕЗДЕ. Вот и тестовая часть Абсолюта тоже находится везде (и даже прямо сейчас читает эти буквы чьими-нибудь глазами). То есть, пространственная локализация Сатаны совпадает с пространственной локализацией всей реальности. Однако, при этом, Сатана это не весь Абсолют, а только его часть, в которой происходят изменения, мутации. Именно поэтому — Сатана = Премудрость Божья, ведь для осуществления экспериментов необходима мудрость, то есть способность мыслить. Сатана - это разум пространства, иногда побуждающий объекты, включённые в это пространство, изменять алгоритм своего поведения.
Вот оттуда и появилось мнение, что Сатана является злом. Большая часть генетических мутаций не приносят своим носителям никакой пользы и зачастую даже вредны, и для малоумного кочевника из пустыни логичным выводом из этого могло бы показаться, что любая мутация вообще — это зло. Но теперь мы знаем, что полезные и повышающие адаптивность мутации тоже случаются, и более того, именно благодаря тому, что они случаются, а потом сохраняются естественным отбором, мы имеем то, что имеем — эукариотические клетки, половое размножение, психику и так далее. Являются ли эти достижения эволюции злом? Нет. Правда, носителя вредной мутации этот факт мало утешит. Я вынужден прийти к выводу, что процессы, происходящие внутри Бога, вообще находятся за рамками добра и зла. Эти концепции появляются только в мире людей, когда появляется необходимость в установлении законов, регулирующих социальные взаимодействия. Но и человеческие законы подвержены изменениям, и эти изменения никак нельзя считать злом — думаю, ни у кого из моих читателей не вызвала бы восторга мысль жить по законам древнего Шумера или древнего Египта, хотя бы просто потому, что большинство современных социальных взаимодействий напрочь выходят за их рамки. Сатана переносится в культурную плоскость, и становится тем, кто побуждает людей нарушать каноны, изменять структуру правил, по которым люди творят социальную реальность. И кто же побудил Христа выступить с радикальными реформами иудейской религиозной мысли? Ответ, думаю, очевиден. И как это часто бывает с мутациями, последствия для носителя мутации оказались фатальны, а вот организм в целом получил импульс к бурному развитию(в данном случае организм — это весь комплекс авраамических религий).
Немного отвлекусь от анализа священных текстов, и перейду к личным откровениям. Однажды я спросил Сатану, когда у него день рождения. Он ответил, что точную дату уже никто не помнит, но бушевали сильные грозы, какие обычно в северном полушарии случаются в мае. Поэтому ведьмы и колдуны из северного полушария празднуют его день рождения на Вальпургиеву Ночь (она же Белтайн). Он сказал что очень любит грозу и вообще электричество. Собственно говоря, зачат он был именно разрядом молнии.
Как мы знаем, Сатана (София) - первое существо, которое было создано. И вот как это было. Земля была пуста и безвидна, и облака из аммиака и серной кислоты носились над водою. И в воду ударила молния. На самом деле, не один раз — молнии ударяли в воду сотни миллионов лет, вызывая в ней химические реакции. Этот эксперимент повторили в лаборатории, пропуская электрический разряд через раствор простейеших органических соединений, идентичный тому, что плавал в древнем океане, и через некоторое время там стали образовываться аминокислоты и нуклеотиды. То же самое случилось и в первичном бульоне — количество сложных макромолекул какое-то время накапливалось, пока их не стало достаточно для появления коацерватных капель — предшественников живых существ.
Коацерватная капля начала втягивать в себя новые молекулы, в какой-то момент она обзавелась примитивным генетическим аппаратом для саморепликации, и очень примитивной протопсихикой, став таким образом первым живым существом, првой клеткой и первым счастливым обладатлем психики. Все мы храним в себе память об этом событии. Наши нервные импульсы, бегущие по нашим мозгам, формирующие сложнейшие ажурные конструкции из информации — это лишь эхо тех электрических разрядов, которые бушевали когда-то над безжизненной Землёй, в атмосфере из ядовитых испарений. И это электричество продолжает жить, мыслить и развиваться в каждом из нас. Протопсихика первой клткикапли была хоть и примитивна, но на данный момент это было вообще единственное существо на планете, обладающее хоть какими-нибудь рефлексами. То есть, самое мудрое существо, в сравнении с окружающей мёртвой материей. Дальше эта первая клетка начала развиваться, а механизм, заставляющий её гены иногда копироваться с ошибками, и стал Сатаной.
И так, это миф о появлении Сатаны, рассказанный мне Сатаной лично — самая свежая информация (но не значит самая правдивая — древнеарамейским козопасам рассказали сказку попроще, мне рассказали посложнее, но я уверен, что моё сознание далеко не является самым сложным, и по мере развития живых существ, миф будет изменяться. какому-нибудь астрофизику Сатана наверняка расскажет что-нибудь про Большой Взрыв). Но что делать со всей этой информацией магу-практику? Как это влияет на возможность работы с Сатаной в практическом смысле?
Можно ли вызвать Сатану? Да, вы можете вызвать его, начав делать привычные дела непривычным образом. Придумывайте новые слова, изобретайте новые виды искусства, ставьте любые эксперименты. В это время Сатана будет в вас и рядом с вами.
Можно ли продать душу Сатане? Нет. Даже допустив допущение, что такой объкт как «душа» существует, и принадлежит вам — продать её Сатане вы всё равно не сможете, потому что он и так находится в вашей душе прямо сейчас. Он там, чтобы вызывать изменения и ставить эксперименты. Впрочем, вы можете вступить с ним в контакт на более осознанном уровне, как вступают в контакт с другими частями абсолюта, и договориться о проведении на вас каких-то особых экспериментов. Эта инициатива в любом случае весьма благородна, ведь этим вы принесёте пользу виду и органической жизни в целом. Получите ли вы от этого личную выгоду — вряд ли. Большинство мутаций не несут никакой пользы своему носителю, а некоторые откровенно вредны. Но вы можете кайфануть от осознания, что делаете что-то полезное в космическом масштабе.
Похож ли Сатана на козла? Похож, в той же степени, в которой он похож на коацерватную каплю, на комара, на меня и на любое существо, которое когда либо было, или ещё только будет. А тот козёл на эмблеме современных сатанистов — это отсылка к греческому богу Пану, который символизирует тотальность и спонтанность проявления мутаций (поэтому его изображали в вид козлоногого мутанта, какие действительно иногда рождались, и рождаются по сей день). Однако имя Пана означает «Всё», что указывает, что это не какой-то конкретный мутант, а сам принцип мутации.
Является ли Сатана врагом Бога? Точно нет. Сатана это одна из его частей, с помощью которой он выходит за рамки самого себя. Без этой части не было бы ни меня, ни вас. Была бы только Полнота Божественного Присутствия, про которую толком и сказать нечего, кроме того, что о ней нельзя ничего сказать и даже помыслить.