Фонд Питера Тиля приобретает акции «Privateer Holdings»
Слухи о том, что Питер Тиль собирается стать частью каннабис-индустрии, будоражили общественность на протяжении нескольких недель. И в начале января 2015 года эта информация подтвердилась – партнер Тиля Джефф Льюис (Geoff Lewis) начал переговоры о приобретении пакета акций компании «Privateer Holdings». Компания, расположенная в Сиэтле – владелец Leafly.com(специализированного ресурса для потребителей рекреационной и медицинской марихуаны, где можно ознакомиться со всей необходимой информацией – от обзора продукции и точек продаж до цен). Кроме того, «Privateer» контролирует канадское предприятие «Tilray», специализирующееся на выращивании медицинской марихуаны, и несколько других фирм индустрии каннабиса.
Условия сделки пока не разглашаются. Льюис дал лишь краткий комментарий, из которого следует, что речь идет не о контрольном пакете акций компании «Privateer». Он также отметил, что рассчитывает получить прибыль от инвестирования уже в этом году.
Рекреационная марихуана сегодня легальна только в четырех американских штатах и округе Колумбия. В 24-х штатах в той или иной степени законно использование продуктов каннабиса в медицинских целях. В таких условиях, по словам Льюиса, инвестирование в каннабис-бизнес – «более экстремальная версия» вложений в новые отрасли, с которыми основатели PayPal привыкли иметь дело. Льюис также уверен, что государственное регулирование рынка марихуаны благоприятно сказывается на формировании общественного мнения, что повышает инвестиционную привлекательность предприятий отрасли.
Как показывают исследования, проведенные в последний год, его слова не далеки от истины. В течение 2014 года в ходе опросов населения выяснилось, что легализацию медицинской марихуаны поддерживает большинство американцев (по некоторым данным, до 80% респондентов).
Возможности и перспективы
Брендан Кеннеди (Brendan Kennedy), один из основателей и исполнительный директор «Privateer», отмечает: когда в Колорадо открылись первые специализированные магазины рекреационной марихуаны и не наступил конец света – люди это заметили. Федеральные службы не стали вмешиваться в работу предприятий каннабис-индустрии, хотя имели на это право. Министерство юстиции США не создает никаких искусственных препятствий для развития отрасли. Естественно, «Privateer» использует возникшие возможности, развивая структуру компании и привлекая все больше инвестиций. Джефф Льюис, в свою очередь, допускает, что у этой компании есть все шансы стать первым в мире конгломератом в данной отрасли.
Прежде чем принять решение о покупке акций «Privateer», Льюис полтора года изучал динамику каннабис-индустрии и экономические показатели деятельности компании. Основываясь на полученной информации, он настроен весьма оптимистично. По словам партнера Питера Тиля, пока на рынке нет ни одной компании, которая смогла бы «сыграть в одной лиге» с «Privateer». Компания получила огромное преимущество, когда начала первой осваивать новый рынок, и сейчас ее руководство делает все возможное, чтобы надежно закрепить позиции лидера.
Станет ли «Privateer» эдакой «Starbucks» зарождающейся индустрии каннабиса? Это в большей степени зависит от способности достигать поставленных целей, чем от бизнес-идеи. Поэтому Кеннеди много усилий тратит на создание эффективной команды – ему уже удалось привлечь специалистов с дипломами MBA из Лиги Плюща, переманить сотрудников именитых компаний «Microsoft», «Amazon», «T-Mobile» и других. Отдельное внимание уделяется и подбору персонала из числа узких специалистов – от ботаников (для улучшения и совершенствования характеристик растений) до сотрудников службы безопасности (чтобы защитить продукцию на объектах «Tilray»).
Создание профессионального бренда там, где ранее все делали «любители», по словам Кеннеди – лучшая мотивация для его сотрудников. Запрет марихуаны и его негативные последствия для общества должны остаться в прошлом.
Возможности каннабис-бизнеса потенциально безграничны. К примеру, Leafly.com уже обладает огромным объемом информации о вкусах и предпочтениях потребителей. Есть множество способов, позволяющих использовать ее для повышения конкурентоспособности или для получения прямой прибыли. Кеннеди говорит, что отсутствие определенных стандартов, явных лидеров рынка, известных брендов характерно для нынешней стадии развития индустрии каннабиса. Вместе с тем покупатель вдруг обнаруживает, что марихуана может продаваться законно, в красивой упаковке, обеспечивающей ее сохранность, безопасность и высокое качество.
До того, как у покупателей сформируется приверженность к определенным брендам продукции, должно пройти еще немало времени. Но рано или поздно наступит момент, когда люди будут заходить в специализированные магазины не просто, чтобы купить марихуану, а чтобы купить марихуану определенной марки. «Privateer» делает все возможное, чтобы покупатели предпочли бренды именно этой компании.
Например, в прошлом году фирма приобрела права на использование имени Боба Марли – легенды регги, чье имя неразрывно ассоциируется с марихуаной – в течение 30 лет. Бренд Marley Natural призван стать первым международным брендом такого класса.
Джефф Льюис отмечает, что оживление, связанное с последним дополнением в портфеле инвестиций учредительного фонда Тиля, никак не связано с особенностями продукции «Privateer». Важную роль при принятии решения о покупке акций сыграла возможность получить преимущество перед другими инвесторами и первыми вступить в игру.