Практикум Вертикальный Прогресс
По свежим следам, описываю свои впечатления о практикуме. К сожалению, видеозапись не получилась, поэтому останется только словесное описание.
Начали мы с введения, на котором я рассказывал о концепции Вертикального Прогресса братьев Стругацких. Если кратко, эта концепция состоит в том, что в какой-то момент небольшая часть человечества в своём прогрессе радикально обгонит всё остальное – из человечества выделится сверхчеловек, обладающий целями, ценностями и смыслами, в корне отличающимися от человеческих. Этот сверхчеловек, по Стругацким, будет обладать третьей сигнальной системой, позволяющей общаться и ощущать единство на уровне, превышающем обычное вербальное общение. Именно развитию третьей сигнальной системы и был посвящён наш практикум.
В настоящее время, Третья Сигнальная Система у человека представлена только в зачаточном виде, то есть, мы пока ещё не можем общаться, полноценно задействуя этот уровень, более того, мы даже не вполне представляем себе, что это такое. Возможно, это будет похоже на телепатию, а может быть, на разум улья общественных насекомых. Никто не знает. Но сейчас мы можем наблюдать первые проявления работы зачатков Третьей Сигнальной Системы – это состояния резонанса, состояния синхронизации нервных систем, когда мы понимаем и чувствуем друг друга более глубоко, чем при обычном вербальном общении. Это когда к одному озарению, внезапно и не сговариваясь, приходят все участники процесса. Это когда мы слышим, как наши собеседники отвечают нам на наши не заданные вслух вопросы. Когда мы видим синхронии и знаки, когда входим в состояние потока, когда получаем божественные откровения – всё это проявления работы Третьей Сигнальной Системы. Происходит обмен данными с Ноосферой, то есть с Коллективным Сознательным – точный механизм этого процесса на данный момент не ясен. Зато ясен метод – сочетание древних йогических психотехник и философии постмодернизма предоставляет нам богатый практический арсенал для достижения этих состояний.
Мы входим в Поток через созерцание непрерывности телесных ощущений. Мы настраиваемся на поток зрительного восприятия, отмечая то, что наши рецепторы обрабатывают зрительную информацию безостановочно, даже когда мы закрываем глаза. При закрытых глазах, мы видим догорающий послеобраз на сетчатке, разноцветные разводы, фрактальные узоры и многое другое. То же самое и со слухом – слуховые рецепторы постоянно обрабатывают сигналы, поэтому в любой тишине можно обнаружить множество подпороговых шумов. Мы переключаемся между разными модальностями восприятия, чувствуем своё тело, осознаём свои мысли, чувствуем дыхание и пространство вокруг себя. Ощутив непрерывность сенсорного потока, мы входим. Находясь в этом состоянии, можно продолжать говорить друг с другом – за счёт этого мы формируем взаимосвязь. Каждый может что-то вбрасывать в общий котёл. Метафоры становятся точками, вокруг которых плетётся ажурное макраме восприятия надмозгной реальности.
Виктор предлагает ощутить сенсорное пространство, и указывает на то, что в этом пространстве по умолчанию наиболее интенсивные сигналы находятся в горизонтальной плоскости. Так происходит потому, что в повседневной реальности мы в основном взаимодействуем с людьми, лица которых расположены примерно на уровне нашего роста – мимическая информация, транслируемая лицами, наиболее важна – именно в этой горизонтали, на уровне глаз, восприятие обладает наибольшей интенсивностью. А поскольку мы занимаемся Вертикальным Прогрессом, наша задача выйти из этой горизонтали и войти в вертикаль. Для этого мы стекаем своим вниманием в основание позвоночника, ищем точку опоры, ощущаем себя как воронку, открытую к небу. Огонь Святого Духа нисходит из пространства, через нас, в материю, и в этом огне обжигается красная глина, из которой сделан Адам Кадмон. Как говорил Виктор «нужно обжечь себя в огне йоги».
Я рассказал о том, что развитие двигается диалектически, через самоотрицание. Между животным и человеком было переходное звено – не-животное, безумная обезьяна. Эта безумная обезьяна возникла в тот момент, когда первая сигнальная система приматов оказалась неспособна справиться с чрезвычайно усилившимся потоком информации. Мозг приматов, а так же их социальные взаимодействия, усложнились до такой степени, что индивидуумы погрузились в состояние безумия, единственным выходом из которого было создание языка. Концептуальный ум – это редукционный клапан, слово – это гипнотический инструмент, отсекающий все бесконечные вариации развёртки образов, кроме тех, что соответствуют значению слова – то есть, слово блокирует переживания всех смыслов, кроме смыслов, заданных его значением. Так и переход к третьей сигнальной системе происходит диалектически – концептуальный мир усложняется, и доходит до столь сложных абстракций, что начинает отрицать самое себя. Начинается постмодернизм.
Постмодернизм – это состояние культуры, которое многие боятся, и считают его концом всего, тупиком. Но что, в сущности, представляет из себя постмодернизм? Всё что происходит в культуре и искусстве есть отражения глубинных энергетических процессов в объективном психическом, и состояние постмодернизма отражает текущее состояние Ноосферы в данный момент. Таким образом, соединяя йогическую практику с философией постмодернизма, мы получаем возможность работать непосредственно с телом Ноосферы. Постмодернистская оптика подразумевает, что каждое слово может обладать не одним единственным значением, но множеством значений, меняющихся в зависимости от контекста. Более того, в постмодернизме нет никакого значения вне контекста. Постмодернизм – это состояние безумия второго порядка, это безумие, охватывающее коллективное сознательное. В постмодернизме рождается не-человек. И это – переходный этап к сверхчеловеку. Пытаться вернуться из постмодернизма в архаику – это всё равно что пытаться провернуть фарш в обратном направлении, и собрать из него мышечную ткань. Это эпоха смерти бога, смерти культуры, смерти искусства, смерти времени. И расчеловечившийся постчеловек – это редуцент, перерабатывающий тела мёртвых богов в сияние пустоты. Текучая, флюидная идентичность этого постчеловека подобна ризоме, грибнице, оплетающей и плавящей скелетные конструкции смыслов. И цель нашего пребывания здесь – разлагать умершие метанарративы, и выращивать ноосферный Гриб, который свяжет землю с небом, и выбросит споры в космическое пространство.
Кто-то из участников сообщает, что видит колонну, видит воздвижение Вавилонской Башни. Башня растёт навстречу Нисходящему Потоку. Диалектика эволюции человечества заключается в том, что до определённого момента, эволюция двигалась Восходящим Потоком, и была принудительной. Эволюция происходила под действием сил естественного отбора – Восходящий Поток постепенно формировал аппаратную часть человеческого биокомпьютера. Вавилонская Башня, словно фаллос Биосферы, медленно поднимала свою главу. Однако сейчас мы выходим из-под воздействия сил естественного отбора, работа Восходящего Потока близится к завершению – Вавилонский Фаллос стоит, устремив свою головку в небеса – и эволюция сейчас – дело сугубо добровольное. Теперь мы водим постмодернистские хороводы вокруг Вавилонского Фаллоса, вращаемся вокруг да около центрального стебля культуры, и стимулируем его к тому, чтобы он эякулировал смыслами в небеса. Для этого, мы открываем коронные чакры, превращаясь в воронки, в которые нисходит пламя Божественного Эроса. Наши энергетические оболочки становятся подобны огненным колесницам из видений пророка Иезеккииля.
Выделю ещё раз эту мысль – все предыдущие времена эволюция была принудительной, однако теперь она стала добровольной.
Человек является мостом, соединяющим Землю и Небо. Сначала мост восстаёт, распрямляется, как Атлант, расправляющий плечи – а затем, когда он достигает полноты своего проявления, Божественный Эрос нисходит из пространства. И Атлант уподобляется кусту, который горит в пламени эроса, и не сгорает. Фактически, мы подключаемся к тем сферам, из которых нисходят божественные откровения. Раньше это было гораздо сложнее делать, поэтому святым и пророкам приходилось совершать суровые аскезы. Это связано с тем, что верхние энергетические центры у людей прошлого не были столь активны. Сейчас подключиться к этим сферам стало гораздо проще.
Нисхождение духа отмечалось участниками как ощущение пульсации, ощущение прожарки, горения, отмечалось повышение температуры тела. Для нейтрализации побочных эффектов от перегрева, я предложил подышать через язык, свёрнутый в трубочку. Некоторые из участников так же отмечали ультрафиолетовые свечения, свечения в виде зелёных нитей, аудиовизуальную синестезию.
Чтобы подытожить, скажу о том, что планируются дальнейшие регулярные практики в подобном формате. В планах – рассказать более углублённо о нисходящем и восходящем потоках в контексте Вертикального Прогресса; провести занятие на тему синтеза йоги и гипнотической поэзии; рассказать о пульсациях. Так же надеюсь, что на следующем занятии мы сможем организовать видеозапись.