Последовательный Путь
- sincler233
- Фрактальный эльф
- Сообщения: 1959
- Зарегистрирован: 07 фев 2012, 18:41
- Репутация: 628
Последовательный Путь
История развития Тхеравады и Типитака
Типитака (Тiрitака, пали `ти`, `тpи` + `питака`, `корзины`), или Палийский канон – это сборник древних текстов на языке пали, образующих основу учения буддизма традиции Тхеравады. От аналогичных собраний на пракритах и санскрите сохранились лишь фрагменты. Палийский канон включает около 8 тысяч историй, легенд, проповедей, поучений, афоризмов, а с учётом комментариев на каждый текст более 15 тысяч повествований в прозе и стихах. Весь этот огромный объём информации передавался изустно в течение 500 лет, или 20-30 поколений, так как на заучивание всех текстов наизусть у выдающихся монахов уходит от 20 до 25 лет. Время от времени монахи, особенно относящиеся к школе Тхеравада, собирались на соборы (сангити), на которых проверялись и восстанавливались по памяти все тексты канона и комментарии к ним. Существовала целая система перекрёстных перепроверок точности сохранения каждого слова учения. На соборах, состоявшихся в 1 веке до н.э. и в 5 веке н.э., в проверке текстов принимали участие монахи 6 категорий: знающие древние тексты – поранатхеры; знающие один из разделов типитаки – бханакатхеры; запомнившие комментарии своих учителей – паббачариятхеры; знатоки комментариев к каноническим текстам – аттхакатхачариятхеры; знатоки комментариев к неканоническим текстам –ачариявадатхеры; знающие сингальские комментарии – парасамуддаваситхеры.
Основа Типитаки была изложена на I буддийском соборе (сангити), который прошёл через три месяца после Махапариниббаны Будды (544 – дата принятая ЮНЕСКО, или 486 год до н.э) под покровительством короля Аджатасатту в пещере Саттапанни близ города Раджагриха. Раджагрих был большим городом и мог легко поддержать проживание в нём значительного собрания монахов в течение нескольких месяцев, к томуже старшие монахи стремились собраться в большом городе, чтобы иметь возможность провести собор настолько значительный, чтобы его авторитет был признан всей сангхой.
По преданию, на седьмой день после ухода Будды бхикку Субхадда пренебрежительно отозвался о Законе, тогда один из старших монахов Махакассапа обеспокоился чистотой Учения и решил созвать собрание архатов, чтобы пересказать учение Будды, собрать воедино наставления по учению и дисциплине, ради сохранения учения в чистоте и во избежание его смешения с ложными учениями. На этом соборе присутствовало пятьсот монахов-архатов. Возглавлял собор уважаемый монах Махакассапа и как "спрашивающий" он ставил вопросы.
На вопросы связанные с Дхаммой отвечал Ананда, ближайший соратник и ученик Будды, постоянно находившийся рядом с ним в течение последних 25 лет и обладавший замечательной памятью и способностью повторить всё, что говорил Учитель. В джатаке "Об Упагупте" приводится такое обращение Будды к Ананде: "Ухожу в нирвану и передаю тебе сосуд всех сутр. Храни их крепко и распространяй!"
На соборе Ананда процитировал всё запомненное им Учение (Дхамму), после чего Махакассапа расспросил Ананду обо всех диалогах и речах, которые тот мог припомнить, и собрание монахов утвердило изложенное Анандой как верное. Составленный свод стал впоследствии известен как Сутта-питака.
Сходным образом наставления по дисциплине изложил монах Упали, признанный специалистом по этой теме помнивший все её правила. Данный свод наставлений стал известен как Виная-питака.
Если в изложении Дхаммы все присутствовавшие были единодушны в признании изложенного верным, то по части Винаи были некоторые разногласия. Всё дело в том, что перед уходом в нирвану Будда сказал Ананде, что, в случае необходимости, Сангха может исправлять или изменять второстепенные дисциплинарные правила. Когда это было сказано, Ананда был так подавлен горем, узнав о скором уходе Будды, что не спросил учителя, какие правила можно считать второстепенными, а какие нет. Поскольку участники собрания не смогли придти к единому мнению относительно того, какие правила считать второстепенными, в итоге Махакассапа рассудил таким образом, что ни одно правило дисциплины, заповеданное Буддой, не будет изменено и ни одно новое правило не будет добавлено. Никаких существенных причин для такого решения он не представил, за исключением следующего замечания: "Если бы мы изменили правила, то люди начали бы говорить, что ученики почтенного Готамы изменили правила ещё до того, как догорел его погребальный костёр". Видимо, данное замечание оказалось достаточно весомым для принятия Винаи в изложении Упали.
По третьей части, Абхидхамме, которая впоследствии завершит состав Типитаки, есть расхождение во мнениях. Истории, излагающиеся в версиях текстов школ Стхавиравада (Sthaviravada) и Махасангхика (Mahasamghika), не упоминают цитирование Абхидхаммы на Первом Соборе. И, поскольку эти две, судя по всему, старейшие текстуальные традиции выказывают согласие по данному вопросу, то следует сделать вывод, что изначально существовали только две питаки. Однако, даже записи Махасангхики упоманиют Абхидхамму среди текстов, обретённых по итогам собрания. Версия школы Махищасака (Mahisasaka) не упоминает о третьей питаке. Винаи школ Сарвастивада (Sarvastivada) и Дхармагуптака (Dharmaguptaka), напротив, говорят, что Абхидхамму, как и Сутту, продекламировал Ананда. Школа Кашьяпийя (она же Хаймавата, Kasyapiya, Haimavata) называет Абхидхамму, но без уточнения, кто именно её изложил. Сравнительно поздний текст школы Сарвастивада, Ашокавадана (Asokavadana) повествует о том, Что Махакассапа процитировал тексты Матрика (Matrka), или Матрика-питака (Matrka Pitaka), причём есть две версии изложения. Сходной традиции придерживается Виная позднего ответвления Сарвастивады – школы Муласарвастивада, приверженцы которой тщательно пересмотрели и расширили свою версию Типитаки. И, как говорит Уордер, "Была ли Матрика или Абхидхамма в самом деле произнесена на первомсангити или нет – так или иначе, у всех раннебуддиских школ существовала третья часть Канона, Абхидхамма".
Не исключено, что формирование раздела Абхидхаммы началось именно тогда. Вполне вероятно, что некоторые тексты, отнесённые в последствии к третьему разделу канона, ко времени проведения первого сангити уже существовали, однако не вошли ни в одно из собраний текстов по каким-либо причинам – например, содержательным. Также возможно, что существующие на тот момент тексты Абхидхаммы не были утверждены собранием и остались на тот момент в статусе неканонических или даже апокрифических.
Таким образом, на первом сангити были зафиксированы и кодифицированы первые два раздела Типитаки – нормы и правила монашеской жизни, так называемый "дисциплинарный устав" сангхи (Виная) и проповеди и наставления Будды (Сутта), а также началось формирование текстов Абхидхаммы.
На соборе Дхамма была поделена на части, каждая из которых была закреплена за отдельным старейшиной и его учениками, с целью, чтобы они зафиксировали её в своей памяти неизменным. С тех пор Дхамма передавалась устно от учителя к ученику.Учение ежедневно цитировалось группами людей, а также регулярно проводились перекрёстные проверки друг друга для избежания опущений частей текста или добавлений новых фрагментов. Историки сходятся во мнении, что устная традиция передачи более надёжна, нежели чем запись одним человеком по памяти по прошествии нескольких лет после самого события.
Со временем в сангхе стали возникать разногласия по вопросам толкования методов достижения "просветления" и по дисциплинарному уставу. Так утверждалось, что монахи клана Ваджжей (Vajji) из Весали практиковали десять противозаконных изменений в правилах Винаи. Велись споры о том, соответствуют ли устные и письменные традиции "истинным" высказываниям Будды. Эти разногласия разделили сангху на 18 школ, которые вначале незначительно отличались друг от друга.
Для обсуждения спорных вопросов в 380 году (по другим данным в 443 г.) до н.э. королём Калашокой (Kalasoka) был собран II сангити. На втором сангити, называемым также Собором в Вайшали (состоялся возле города Вайшали), присутствовало семьсот архатов возглавляемых преподобным Яшой (Venerable Yasa), преподобным Саббаками (Venerable Sabbakami) и преподобным Реватой (Venerable Revata).
На этом соборе пpоизошёл первый раскол сангхи. Школа Стхавиравада настаивала на строгом следовании правил Винаи. Отколовшаяся школа Махасангхика отстаивала смягчение монашеских правил, привлекательное для большинства монашества и мирян (что подразумевает их название "Махасангхика" – "собрание большинства"). Собор окончился отвержением взглядов Махасангхиков, вынудив последних покинуть Собор (позже от Махасангхики отпочковалась школа Локоттаравада (букв "сверхмирское")). Ряд дальнейших диспутов породил дальнейшее разделение на группы несогласных. С этого сангитипринято говорить о существовании различных направлений и школ буддизма.
Буддийские источники по-разному объясняют причины раскола: одни связывают его с пятью пунктами монаха Махадевы о сущности архата; другие – с несогласие Махасангхиков принять Сутты и Винаю как окончательный авторитет по учению Будды; третьи – с различными мнениями о том, на каком языке проповедовал Будда.
В наше время сложно сказать, насколько истинна история Собора в Вайшали, так как известные нам свидетельства противоречат друг другу по многим пунктам и вообще ориентированы в пользу Стхавиравадинов. Однако многие буддисты-исследователи приписывают этот раскол не различию в положениях Учения, а различиям, касающимся дисциплины в Сангхе.
Вне зависимости от причины, дискуссии по спорным вопросам учения привели к разделению сангхи на две школы Стхавировадинов и Махасангхиков. Отделение Махасангхиков положило начало движению, которое позднее трансформировалось в буддизм Махаяны, ставшим основным направлением буддизма в Северной Азии и на Дальнем Востоке.
Непосредственное вмешательство импеpатоpа Ашоки-милостынедателя (или Асоки – 273?-232? г. до н.э.) во внутренние дела сангхи некоторое время сглаживало острые разногласия между сторонниками различных толкований канона. Но эти разногласия неуклонно ширились и углублялись, оформляясь в новые школы и направления. Для прекращения разногласий иунификации учения будды, царь Ашока приказал собрать III сангити, который состоялся в Индийском городе Паталипутре в 253 году до н.э. Собор был возглавлен монахом по имени Моггалипутта Тисса и прошёл при участии тысячи монахов. Целью Собора стало примирение различных буддийских школ и очищение Учения от искажений, привнесённых оппозиционными фракциями, привлечёнными покровительством царской власти.
Считается, что к моменту созыва Собора в Сангху проникли порядка шестидесяти тысяч аскетов, загрязнивших Учение ложными еретическими взглядами. Тхера Моггалипутта Тисса продекламировал на соборе Каттхаваттхуппакарану – произведение, содержащее опровержение 252 различных ложных учений. Этот трактат вместе с ответами на вопросы о положениях Учения и диспутами, прошедшими на третьем сангити, был включён в состав канонических сочинений по Абхидхамме.
Во время третьего сангити была прочтена вслух Абхидхамма питака, а также дополнительные разделы Кхуддака никаи. Добавление Абхидхамма питаки позволило окончательно сформировать Палийский Канон, известного сейчас как Типитака.
На III сангити также определили "канонические" и "еретические" взгляды различных школ. Так, подобно Махасангхике 135 годами ранее, были отвергнуты такие школы, как Сарвастивада и Дхармагуптака. Дхармагуптаки отличались тем, что полагали Будду отдельно и выше остального буддийского сообщества. Сарвастивадины верили, что прошлое, настоящее и будущее неразделимы и одновременны.
По окончанию III сангити с целью распространения Учения в девять различных стран были разосланы девять миссий, распространивших Учение от Индонезии на Востоке до греческих царств на Западе, в частности, в соседнее Греко-Бактрийское Царство (а, возможно, и дальше в Средиземноморье, если верить надписям на каменных колоннах Ашоки).
На III сангити также пpоизошёл дальнейший раскол сангхи. Община сначала разделилась на две большие группы: Ватсипутридинов и Вибхаджьявадинов, которые были приверженцами Доктрины о Различиях, а в скоре отВибхаджьявадинов отделилась ещё одна группа – Сарвастивадины, которые считали что всё есть реальность. Вибхаджьявадины представляли наиболее ортодоксальную школу, их учение получило широкое распространение на юге Индии и на Шри-Ланке. Учение последователей ещё одной школы – Дхармагуптака, приобрело значительное влияние в Северо-Западной Индии и Центральной Азии, где процветало вплоть до времён Кушанской империи (начало I в. – 30-е годы II в.).
Сарвастивадины (позднее иногда называлась Муласарвастивада, или Вайбхашика) переселились в Кашмир и Гандхару (Северо-Западная Индия), где в эпоху кушанов пользовались авторитетом и влиянием. Школа Сарвастивадинов сыграла основную роль в распространении буддизма. Последователи этой школы жили во многих районах Индии, Средней Азии, в Непале, Тибете, Китае, Японии и Юго-Восточной Азии. Каноническая литература Сарвастивадинов на санскрите, сохранившаяся в настоящее время главным образом в китайских переводах, была первоисточником, по которому народы Восточной Азии знакомились с учением Будды. Основным источником для изучения доктрины Сарвастивадинов служит трактат "Абхидхармакоша", написанный крупнейшим представителя этой школы Васубандху.
После завершения сангити в 247 году до н.э., импеpатоp Ашока посылает своего сына, почтенного Махинду, на Шpи Ланку для распространения Учения Будды. Почтенный Махинда принёс с собой Типитаку вместе с комментариями, которые были произнесены на III буддийском соборе. Правитель Шpи Ланки Деванампия Тисса, встретившись с Учением Будды обратился в буддизм. В 240 году до н.э. на Шpи Ланке в Ануpадхапуpе, почтенный Махинда основывает Махавихаpу (Великий монастырь). Община Вибхаджьявадинов, живущая здесь, стала известна Тхеравадинами, а их учение – Тхеравада (пали., "Путь Старших"). Современем Тхеравадины разделись ещё на три подгруппы: Махавихарику, Абхайягирику и Джетаванийю.Вскоре на остров прибывает сестра Махинды, почтенная Сангхамитта, она привозит с собой побеги дерева Бодхи, и основывает женскую монашескую общину.
После смерти царя Ашоки и воцарения династии Шунгов, покровительствующей брахманизму, Шpи Ланка становится оплотом Дхармы.
В 80-х годах до н.э. на Шpи Ланке из-за голода и раскола в сангхе возникла необходимость в письменной записи Трипитаки для сохранения Учение Будды. Чтобы положить конец разногласиям различных школ и направлений правитель острова, царь Ваттхугамини Авхая (101-77 гг до н.э.) созывает IV сангити (Тхеравадины считают, что IV сангити состоялся в 29 году дон.э.). Собор был проведён на Шри Ланке в Алу-Вихаре, в пещере Алока около Канди, на нём пятьсот монахов и писцов из Махавихаpы впервые записывают Типитаку на языке пали на пальмовых листьях – алу. В последствии эти записи и стали фундаментом палийского канона Тхеравады, также называемым Типитака, дошедшим до наших дней (махаянисты считают, что IV сангити проходил под покровительством царя Канишки в I веке н.э., и на нём канонизировали санскритскую версию Трипитаки). Хотя участники собора пошли на известный компромисс, который выразился в канонизации доктрин Сарвастивадинов (были составлены комментарии к канону, названные Вибхаша), на этом соборе явно преобладали махаянистические веяния.
Во времена правления второго после Ашоки знаменитого покровителя буддизма правителя Канишки-милостынедателе (I-II вв. н.э.), Учение Будды распространяется от северных границ Индии до Центральной Азии (Кушанская империя). Во время династии Сатаваханов (II-III вв. н.э.) Учение продолжает распространяется по Центральной Азии, проникает в торговые центры Северного Китая и по южному морскому пути – в Южный Китай.
Во II – III веке н.э от Сарвастивадинов отделилась философская школа Саутрантика. Саутрантики в противоположностьСарвастивадинам признавала не три, а только два первых раздела Типитаки, отрицая аутентичность Абхидхарма питаки.Саутрантики считали, что истинное учение Будды изложено только в сутрах, а абхидхарма, созданная позднее, играет вспомогательную роль. Они признавали теорию дхарм, но рассматривали дхармы лишь как мгновенные проявления элементов в настоящем, отрицая их существование в прошлом и будущем. Именно трудноуловимые вспышки дхарм, утверждали они, создают иллюзию субстанции, и только в этом смысле можно говорить о реальности проявлений, затухающих в нирване. Саутрантика испытала влияние махаяны, что впоследствии привело к образованию ряда школ, объединяющих идеи как Тхеравады, так и идеи махаяны. Отклонение от схоластического реализма Сарвастивадинов и сближение с махаяной особеннопроявлялся у Саутрантики в её концепции нирваны как абсолюта: с одной стороны, она описывается как голое небытиё, совершенное отсутствие, с другой – отождествляется с неким недифференцированным универсумом, что согласуется с признаваемой Саутрантикой доктриной космического тела Будды, Дхармакаи.
В 425 году почтенный Буддхагхоша на Шpи Ланке создаёт огромный свод комментариев (Аттхакатха) почти ко всем произведениям палийской Типитаки.
В результате вторжения на Шpи Ланку из Южной Индии в 1050 году, мужские и женские монашеские общины в Ануpадхапуpе начинают исчезать.
К 1060 году происходит подъём Тхеравады в Пагане (Бирма) и в 1070 году монахи из Пагана прибывают в Полоннаpуву, на Шpи Ланку, чтобы восстановить уничтоженную линию посвящения Тхеравады на этом острове.
В конце XI в. буддизм Тхеравады постепенно утвердился в Мьянме.
В 1200 году Полоннаpува была pазpушена вторжением иностранцев, поэтому в 1236 году монахи из Каньчипуpама (Индия) прибывают на Шpи Ланку, чтобы возобновить линию посвящения Тхеравады.
В конце XIII-XIV вв. буддизм Тхеравады расспространяется в Камбодже.
В начале XIV века Лесная линия посвящения из Шpи Ланки прибывает в Бирму и Тайланд, чуть позже учение Тхеравады pаспpостpаняется в Лаосе. В X веке ещё одна лесная линия посвящения из Шpи Ланки прибыла в Аюдхаю, столицу Тайланда. Новая линия посвящения проникает также и в Бирму.
В XVIII веке Бирманцы pазpушают Аюдхаю. Король Тайланда Рама I получает со Шpи Ланки копии палийского канона, чтобы восстановить в стране учение Тхеравады.
В I веке сангха на Шpи Ланке приходит в упадок под давлением двухсотлетнего колониального правления европейцев (португальцев, датчан, англичан). Короли Таиланда Рама IV и Рама V проводят pефоpмы в тайландской сангхе, которые приводят к фоpмиpованию сект Дхаммают и Маханикая.
В 1862 году появляется первый перевод Дхаммапады на европейский язык (немецкий).
С 1868 по 1871 год в Мандалае (Бирма) проходил V сангити, на котором 2400 монахов – знатоков канона – путём сверки различных списков и переводов выработали уточнённый текст Типитаки, который затем был высечен на 729 специально изготовленных мраморных плитах. Для каждой плиты был построен отдельный миниатюрный островерхий белый храмик. Стоящие стройными рядами храмики составили храмовой комплекс Кутодо. Благодаря Кутодо и очень сходному с ним другому храмовому комплексу, Сандамани, содержащему комментарии к Типитаке, Мандалай стал одним из наиболее почитаемых мест буддистов всего мира.
В 1890 годы в Австралии, на острове Четверга Шpи Ланкийскими собирателями жемчуга строится первый Тхеpавадинский храм.
В 1893-1894 гг. в Бангкоке было предпринято по приказу сиамского короля книжное издание Типитаки. Оно составило 39 томов большого формата, из которых на долю Винаи пришлось 8 томов, Сутты – 20, Абхидхармы – 11.
В 1899 году первый европеец (Гордон Дуглас) получает посвящение в монахи Тхеравады в Бирме.
Около 1900 года почтенный Ачаан Мун и почтенный Ачаан Сао возрождают лесную традицию медитации в Тайланде.
В 1940 году в Сайгоне строится первый вьетнамский храм Тхеравады (Храм Буу Кван (Ратана Рамсьяpама)), почтенный бикху Хо Тонг (Вансаpаккхита), получил посвящение в Кампучии у почтенного Бикху Чуон Hатха, из кампучийской Сангхаpаджи.
В 1947 году Махаси Саядо становится главным преподавателем в финансируемом правительством Бирмы центре медитации в Рангуне.
В 1950 году на Шpи Ланке в Коломбо пятьюстами делегатами из 26 буддийских стран основывается Всемирное Братство Буддистов. Братством был принят общий буддийский флаг и согласована дата празднования дня рождения Будды Сакьямуни(майское полнолуние). Поскольку к 1950 году в мире не осталось ни одной школы Хинаяны (hīnayāna), Всемирное Братство буддистов единогласно решило, что термин "Хинаяна" не должен более использоваться в отношении буддизма, существующего ныне на Шри-Ланке, в Тайланде, Бирме, Камбодже, Лаосе и в других странах.
В 1950 году сестра Дхаммадина, американская монахиня, получившая посвящение на Шpи Ланке, приезжает в Австралию и проводит первую церемонию Весак в этой стране.
В 1954 году в Рангуне, при финансовой поддержке правительства Бирмы, был созван VI сангити, завершившийся в 2500 году буддийской эры (1956). Типитакадхара Дхаммабхандагарика Ашин Вичиттасарабхивамса отвечал на вопросы, поставленныеПочтенным Махаси Саядо. Почтенный Махаси Саядо был также членом комитета, ответственного, как высший авторитет, за кодификацию всех текстов, утверждённых на VI буддийском соборе.
В 1965 году основывается Вашингтонская буддийская вихара – первая монашеская община Тхеравады на территории США.
В 1970-ые годы беженцы войны во Вьетнаме, Кампучии и Лаоса поселяются в США и в Европе, основывая много сплоченных буддийских общин на Западе. Почтенный Таунгпулу Саядо и доктор Рина Сиpчаp из Бирмы основывают монастырь Таунгпулу Каба-Айе в северной Калифорнии в США.
В 1975 году почтенный Ачаан Чаа основывает Ват Па Hаначат, лесной монастырь в Таиланде, чтобы обучать западных монахов. В Массачусетсе, США, основывается "Insight Meditation Society" тремя мирянами-учителями (Джозефом Голдстейном, Шаpон Зальцбеpг, Джеком Коpнфилдом), которые прошли обучение в Азии у многих буддийских и индуистских учителей. Почтенный Бикху Кхантипало (англичанин) и тpи тайских монаха основывают Ват Буддаpангси.
В 1977 году почтенный Ачаан Чаа едет в Англию вместе с почтенным Шумедхо (американцем, обученным в Таиланде), чтобы руководить небольшой общиной монахов в Гемпстедской вихаре, которая позднее переезжает в Сассекс, Англия, и становится Ват Па Читтавивекой (лесным монастыpём Читхёpст).
В 1978 году основывается первый вьетнамский тхеpавадинский храм в США. Храм Фап Ван основан в Помоне, Калифорния, почтенным Бикху Тинь Дуком.
В 1982 году в США основывается первый тхеpавадинский лесной монастырь (общество Бхавана) в Западной Вирджинии.
В 1984 году в Англии почтенный Ачаан Шумедхо основывает буддийский монастырь Амаpавати, а в Западной Австралии почтенные Джагаpо и Бpахмавамсо, ученики почтенного Ачаан Чаа, основывают монастырь Бодхиньяна.
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.